цены на услуги на 5-20% ниже, чем напрямую у экспертов
никаких агентских сборов
Автор: Иван Кедров 4 августа 2020 г.

По дороге с облаками: Несколько советов опытного велопутешественника

Владимир Олуферов — путешественник со стажем. Но бесцельно лежать на пляже или ездить с группой на экскурсионном автобусе — не его.

Путешествие для Владимира — это дорога, свободное передвижение и, главное, велосипед. Специально для LookMyTour он рассказал, как началось это увлечение, об опасностях в дороге, а также дал советы начинающим велопутешественникам.

О том, с чего началось увлечение велопутешествиями и их цель

Путешествовать на велосипеде я начал не так давно, с 2016 года, но путешествиями увлекался с раннего детства. Еще маленьким пацаном собрал с друзьями плот и мы спустились на нем по реке, очень тогда получили от родителей. Когда были постарше, лет по 13-14, ремонтировали старый «запорожец» с целью путешествовать по дорогам. На велосипеде всю жизнь катаюсь, у меня в детстве, помню, был скоростной «Урал», отец откуда-то притащил. А в какой-то момент совместил путешествия и велосипед и первое большое велопутешествие за границу я совершил в 2016 году.

Случилось это как и у многих велопутешественников, неожиданно. Мы с женой и дочкой тогда переехали в Петербург, где-то год катался по нему и мне этого хватало — Петербург достаточно красивый и интересный город.

Потом начал кататься по области, но в голову почему-то никогда мысль о заграничных поездках не приходила. И вот неожиданно, в рабочей газете — я работаю в «Адмиралтейских верфях», это завод по производству подводных лодок — я наткнулся на статью о работнике предприятия, который поехал на велосипеде в Финляндию. Не знаю почему эта идея у меня самого в голове никогда не появлялась. Я общался со многими велопутешественниками и почти у всех было то же самое — неожиданно наткнулись на эту тему и стартанули.

Конечно, нет такого, что теперь я не представляю себе путешествий без велосипеда. В будущем я планирую попробовать классический трекинг без велосипеда, еще собираюсь приобрести пакрафт — это такая надувная лодка — и совместить велотуризм с преодолением водных преград. Но это уже будут серьезные автономки, где-нибудь по Сибири, с поездками там, где нет жилых мест — часть по дорогам, часть по рекам.

Пляжный отдых я для себя уже не представляю, это для меня уже какая-то бессмысленная трата денег. Я буду чувствовать себя не в своей тарелке, будет не хватать какого-то экстрима, потому что такие самостоятельные путешествия на велосипеде с палаткой — это всегда определенный уровень экстрима. Это такой адреналиновый кайф, на адреналин же подсаживаются, а велотуризм мне его дает.

Нашей дочке восемь лет, и мы с женой уже посадили ее на велосипед, она проезжает по пятьдесят километров в день, но в серьезные велотуры ее еще рано брать. Недавно ездили с ней в Крым без велосипедов, занимались трекингом, бродили по горам.

Цель таких путешествий у каждого, наверное, своя. Я на велосипеде ездил всю жизнь, работа у меня не сидячая, так что вся моя жизнь в движении. Я люблю движение, люблю ощущать километраж ногами, когда помнят не только глаза и мозг, но и мышцы. А когда путешествую один, то это еще и определенная медитация. В прошлом году, когда я в одиночку поехал в тур в пять тысяч километров, я, кажется, на все вопросы самому себе ответил, нерешенных просто не осталось.

О самом первом велопутешествии

Первую поездку я совершил в Финляндию. У меня есть друг, с которым мы вместе часто катались, я предложил ему идею, она ему понравилась и дело оставалось за малым — буквально за пару недель мы собрались и поехали в путешествие.

Прокачай свой английский для путешествий в онлайн-школе Skyeng

Мы тогда были абсолютно не готовы ни по снаряжению, ни по опыту, поэтому путешествие оказалось наполнено болью и трудностями. Мы жутко перегрузились, взяли с собой огромное количество абсолютно ненужных вещей. Для нас на тот момент трехсоткилометровое путешествие по другой стране казалось очень серьезным, а для меня это вообще был первый выезд за пределы РФ. Мы были перегружены настолько, что наши велосипеды буквально вставали на дыбы, не знаю как они вообще поездку выдержали.

Финляндия — страна достаточно холмистая и с таким перегрузом в горки ехать было невыносимо, тем более по таким местностям опыта езды у нас до этого не было. Все горы мы пытались взять своими силами, контактные педали я тогда не использовал, поэтому ноги выполняли много толчковых движений, а это жуткая нагрузка на суставы. К тому же снаряжение у нас было дешевое и в первый же дождь мы в палатках страшно вымокли, плюс тяжелые спальные мешки.

Ничего экстремального тогда не случилось, но непривычных физических нагрузок было очень много и то путешествие я запомнил навсегда. Но когда я приехал обратно, то понял, что хочу заниматься велопутешествиями и дальше. Можно сказать, нашел себя. Этого путешествия мне хватило, чтобы учесть основные ошибки. В следующий раз мы поехали вместе с женой по маршруту Финляндия-Швеция, мы ездили две недели и были снаряжены уже относительно хорошо.

Если считать вместе с Россией, то я объехал уже пятнадцать стран. Это все в основном Западная Европа, восточнее я был только в Италии. Западнее Альп я не был пока только в Монако и в Андорре. Думал в этом году их закрыть, но в связи с ситуацией с коронавирусом не получилось.

О выборе направления и маршрута

Есть определенные страны, направления и маршруты, которые я хочу пройти. В этом году я проехал Большую байкальскую тропу, которая у меня уже давно была на задворках сознания, но я больше ездил по Европе. Панамская тропа на будущее запланирована, хочу проехаться по Патагонии, Новой Зеландии. Конечно, есть список мест, до которых я хочу доехать на велосипеде — посмотреть достопримечательности или испытать себя, если это какой-то трекинговый маршрут.

Направление я выбираю в зависимости от обстоятельств, от заработанных к моменту отпуска денег, от количества времени. Могут появиться в списке другие пункты, которые могут стать преобладающими в зависимости от обстоятельств. Например, когда я ехал по Большой байкальской тропе, решил проехать и Большую севастопольскую тропу, так как концепция показалась мне интересной – пройти два не предназначенных для велосипеда трекинговых маршрута в разных концах страны. Конечно, имеет большое значение один ли я еду или с семьей.

О подготовке к велопутешествию и необходимых вещах

Для меня велопутешествие — это прежде всего само путешествие. Я намечаю города, в которых хочу побывать, намечаю какую-то конечную точку. Я даже никогда сразу не беру обратный билет, оставляю это на потом.

Подробное планирование, на мой взгляд, может убить путешествие — потеряется суть приключения, пропадет его дух. Как это планирую я: у меня есть определенный отрезок свободного времени, есть начальная и конечная точки поездки и определенная сумма денег. Этого мне достаточно. Я выезжаю до начальной точки и стартую. А там в зависимости от обстоятельств, погодных условий, финансов, местности я выбираю где буду ночевать — у меня всегда с собой палатка, спальный мешок, телефон с установленным приложением Букинга.

Для экономии средств стараюсь спать в палатке, но иногда бывает необходимо зарядить гаджеты, постирать вещи или просто отдохнуть и я тут же снимаю через Букинг первый попавшийся хостел. Жильё я заранее никогда не бронирую, потому что считаю, что это бессмысленно и бесполезно — сейчас сервисы букинга или эйрбиэнби позволяют за час до остановки снять отличное место. А так, палатка всегда со мной, у меня уже закуплено отличное снаряжение, которое позволяет путешествовать налегке — легкие спальники, легкая палатка.

Для поездки прежде всего необходим велосипед. Еще совершенно не советую экономить на аптечке, пусть она даже будет раздутая. Дело в том, что за границей некоторые медикаменты, которые у нас продаются совершенно свободно, без рецепта не продадут. Еще желательно быть немного раскатанным.

Я катаюсь круглый год, но в начале сезона, когда начинаю кататься особенно активно, большой километраж сразу тяжело заходит, потому что мышцы после зимы еще не подготовлены. Ездить можно с любым снаряжением, но лучше приобрести хорошее. Это, конечно, деньги, но жизнь такая покупка очень облегчит. У меня, например, закуплено все ультралегкое — палатка, спальник, самонадувающийся коврик. Они ничего не весят и это очень удобно.

Палатку стоит брать в любом случае, потому что, даже если у вас распланированы остановки в хостелах или кемпингах, может случиться, скажем, прокол колеса и сразу до них доехать не получится. А с палаткой всегда можно устроить дом под любым кустом. Также советую всегда брать с собой котелки и горелку, они позволят приготовить пищу где угодно, тот же чай заварить. Это мой список того, что обязательно нужно взять в поездку.

Для любителей жить во время путешествий в хостелах искать хостелы лучше через сервис Hostelworld.

Еще я бы посоветовал использовать контактные педали, они сберегут суставы, так как будут задействовать не только сгибатели и разгибатели бедра. Также рекомендую — особенно мужчинам — велопамперсы, потому что, ни для кого не секрет, седло оказывает давление на простату, а велопамперсы поездку очень облегчают.

Само собой обязательно должен быть насос и ремонтный набор, потому что прокол колеса может случиться где угодно. Заклеить колесо сейчас займет минут десять, двадцать — если мало опыта. А для длительных путешествий сейчас есть специальные антипрокольные покрышки. Они весят где-то по килограмму каждая, но с ними можно хоть по битому стеклу ездить, а ресурс хода у них — до ста тысяч километров.

О чрезвычайных и экстремальных ситуациях во время путешествия

В прошлом году я ехал пятитысячник из Стокгольма в Геную с проездом через Альпы и там произошел ужасный случай. Проезжая Данию, где запрещен свободный кемпинг, меня в пути застала гроза. Я мог постучаться в любой дом, датчане очень дружелюбные и отзывчивые, и переждать непогоду уж точно пустили бы, но почему-то так получилось, что я решил разбить палатку.

Палатка у меня специализированная, лежачего типа, под любой куст поместится и я решил переждать ночь в ближайшем леске. Лесок был малюсенький, а штраф за установку палаток там до трех тысяч евро, поэтому я залез в самые дебри. А когда вышел обратно, оказалось, что нахватал клещей — снял с себя штук пятьдесят. А я не аллергик и никогда с антигистаминными препаратами не заморачивался.

Клещи — сильные аллергены, у меня пошла реакция, я сразу заболел боррелиозом. Сейчас-то я с собой нужные препараты беру, а тогда у меня сначала отказало колено и я ехал на одной ноге, потом отказали два пальца (в порядок я их привел только недавно) и самое страшное — уже в Германии я начал очень сильно задыхаться. Я тогда ехал по берегу Северного моря, до ближайшего населенного пункта было далеко и когда я понял, что уже надо срочно обращаться за помощью, так вымотался, что свалился с велосипеда. Лежал, смотрел в небо, думал что уже все — доездился. С утра очнулся, море холодное, вокруг жижа мокрая. Я бегал по этой жиже, радовался. Когда понял, что живой, просто песни пел, столько радости было. Это был самый экстремальный случай, я тогда думал, что уже с жизнью попрощался. Поэтому и советую брать с собой аптечку побольше, потому что были бы антигистаминные — ехал бы спокойно дальше.

Недавно, когда ездил по Большой севастопольской тропе, упал с велосипеда на поехавшем грунте и он мне воткнулся в икру большой звездой, плюс я застрял на склоне горы без воды и долго спускался по почти отвесному склону. Но там была связь, поэтому в случае чего я бы вызвал спасателей, так что не сказать чтобы особенно экстремальная ситуация была. Но свалился тогда так, что меня велосипедом сверху чуть не убило. А вот с клещами было страшно, я их с тех пор как огня боюсь, репеллентов с собой целую батарею теперь вожу.

Что касается непредвиденных ситуаций, то этой зимой случилось следующее: мы с женой решили поехать на новогодние праздники в Амстердам и Брюгге, прилетели 26 декабря (а у них это католическое Рождество) и уже по прилету оказалось, что во время полета нам сломали оба велосипеда. Скорее всего сама авиакомпания была ни при чем, просто грузчики в аэропорте «постарались». Я кое-как собрал один велосипед из двух и поехал в Амстердам, потому что подумал, что раз это самый велосипедный город мира, запчасти-то я уж точно найду. А там все закрыто и ни одного живого человека в поле зрения — Рождество. Я объехал весь город, еле-еле нашел в прокате байк, уговорил продавца за тридцать евро дать снять с него кое-какие детали, приехал в аэропорт и собрал второй велосипед. Так что все обошлось, но один день мы потеряли.

О самом ярком велопутешествии

Самым ярким путешествием было как раз то, в пять тысяч километров. Это было самое мое длинное путешествие — я пересек десять стран. Еще это было мое первое одиночное путешествие на большое расстояние. И потом, на тот момент я отошел от классической велосипедной развески — это когда багаж вешается на задний багажник — и перешел к концепции, которая называется байкпакинг. В этом случае на велосипед вешается много сумочек с багажом и его вес полноценно распределяется по всему велосипеду. Это сложная концепция, потому что она требует грамотной упаковки вещей. Это тоже был яркий момент и интересный опыт. Ну и еще запомнилось тем, что я почти все путешествие провел молча, потому что у меня слабое знание английского и ни в какие беседы я особенно вступать не мог. Тем более, что английский, хоть какой, в маленьких городках почти не знают, поэтому общаться было бы сложно. Еще это путешествие получилось очень философским — ехал и разговаривал сам с собой.

Подготовка в экзамену IELTS и TOEFL - Всего за 14$ в час
Последовательная проработка всех аспектов; Стратегии для успешной сдачи; Разбор ошибок; Увеличение словарного запаса; Проработка грамматики, спеллинга, восприятия на слух и тд.

О переменах в жизни и мировоззрении благодаря велопутешествиям

На самом деле многое изменилось. До того как я стал заниматься путешествиями, особенно в одиночестве, у меня были определенные страхи, они у всех есть. А сейчас, особенно после тех клещей, я оглядываюсь на те страхи и они мне такими смешными кажутся! Я боялся как на меня люди посмотрят, как отреагируют, а когда вот так встрял, как в тот раз, что чуть не умер…

Или, например, недавно на Черноморье меня застала гроза — сидел в палатке, а вокруг молнии сверкают и ты сидишь и думаешь как бы в тебя не попало. И ветер был такой, что палатку сдувал и я боялся, что меня с палаткой унесет в море. Вот благодаря таким моментам начинаешь бояться совершенно других вещей, опасных. Переживать надо за свою жизнь, семью, здоровье, а не за то, как на тебя люди посмотрят и что подумают. Можно сказать, что велопутешествия расширили горизонты моего восприятия и это очень облегчило жизнь — у меня исчезли страхи, которые, как я понимаю сейчас, были бессмысленными.
В таких путешествиях ко многим вещам начинаешь относиться особенно, ты становишься более внимательным, сосредоточенным. Вот останавливался я, чтобы зайти в магазин на пару минут. Казалось бы, зачем из-за этого пристегивать велосипед? Но ты уже начинаешь руководствоваться другими принципами, потому что оказаться в глухой датской деревне без велосипеда было бы критично. Вот к таким мелочам начинаешь относиться серьезнее, потому что упущение мелочи может стать причиной неприятности.

Хочешь жить в любом городе и работать удаленно? Начни карьеру в IT и Digital, и получи новые знания для развития на образовательном портале GeekBrains . Тебе помогут пройти путь от выбора профессии до выхода на работу по новой специальности. Преподаватели-практики обучают программированию, маркетингу, управлению, дизайну, аналитике и продакшену. После успешного завершения учебы стажировка и помощь в трудоустройстве.

О том, какие города лучше всего устроены для велосипедистов

Самым велосипедным городом в мире считается даже не Амстердам, а Копенгаген. Но по нему на велосипеде я почему-то ездить не люблю, приезжаю и хожу пешком. В велосипеде меня привлекает какая-то свобода передвижения, а в Копенгагене велодвижение урегулировано, совсем как автодвижение. Если в общем и целом, то в Европе абсолютно другое отношение к велосипедистам, другая культура вождения и там гораздо спокойнее себя чувствуешь. Даже я со своими наезженными десятками тысяч километров не могу привыкнуть ездить по России, я вижу сводки о погибших путешественниках.

Я езжу и вижу водителей-миллиметровщиков, которые проносятся буквально в миллиметре. Яркий пример — ни разу за границей не видел, чтобы грузовая фура проехала вплотную. Безопасность там очень чтут. А сейчас я вернулся из Крыма и это же просто невозможно — они так близко проезжают, что велосипед воздушным потоком чуть под них не затягивает. Все зависит, все-таки, не от количества велодорожек и качества дорог, а от самих людей.

В Европе велосипедиста уже считают полноправным участником дорожного движения, с которым надо считаться. А в России, мне кажется, велосипед до сих пор считают каким-то баловством и впадением в детство, поэтому езда по дорогам на нем — всегда риск. Например, когда я еду от Выборга до финской границы, это же просто кошмар! Я смотрю на эти фуры и думаю, как же им самим-то так ездить не страшно?

Хорошо, что сейчас все равно идет какая-то пропаганда велодвижения и правительство старается пересадить как можно больше жителей на велосипеды. Как показала европейская практика — это самый действенный способ борьбы с пробками, действеннее еще не придумали. Ведь даже если двадцать процентов населения пересадить на велосипед, дороги уже будут заметно разгружены.

Хорошо, что в крупных городах сейчас усиленно идет велосипедизация, в Петербурге за последние годы сделано много велодорожек и можно практически с одного конца города в другой спокойно доехать. Так что все это — дело времени. При поддержке правительства и администрации городов, я уверен, европейского уровня мы достигнем.

Кстати, ситуация с коронавирусом дала огромный толчок для велосипедизации — я изучаю статистику и сейчас количество запросов о покупке велосипедов выросло на сорок процентов. Думаю, что еще лет десять и с ездой на велосипеде у нас будет порядок.

Рекомендации для начинающих велопутешественников

Прежде всего рекомендую раскатываться. Сразу брать велосипед и ехать на дальние расстояния не стоит. Нет, можно, конечно, но это будет большая нагрузка на суставы. Я увлекаюсь культуризмом, более-менее в этом разбираюсь и считаю, что эта нагрузка вам не нужна. Так что надо раскататься, необязательно на велосипеде, можно и на велотренажере в спортзале. Обязательно советую велопамперс — с такими вещами как простата лучше не шутить. Девушкам, кстати, тоже его советую.

Контактные педали — по желанию, и про аптечку я уже говорил, она обязательна. Еще, перед тем как въезжать в другую страну, советую обязательно изучить ее правила, особенно таможенные. Была ситуация, когда я въехал в Финляндию и у меня с собой оказались сыр и колбаса на бутерброды. Как оказалось на таможне, в Финляндию нельзя ввозить эти продукты. И я попал на обыск — проверяли меня, весь велосипед, слава богу ничего запрещенного больше не нашли. Так что то, что для нас кажется ерундой, в другой стране может оказаться очень серьезным нарушением. Да и вообще — со своим уставом в чужой монастырь не ходят, мы же все-таки в гости едем.

Текстильная промышленность сейчас очень хорошо развилась, поэтому советую брать с собой еще и термобелье, оно никогда в принципе не помешает — хоть дома ходить, хоть на велосипеде ездить. И конечно советую быть внимательными, потому что беспечность приводит к неприятностям.

Чтобы узнавать еще больше интересного о велопутешествиях, подписывайтесь на инстаграм Владимира

А также на сообщество любителей неординарного туризма и путешествий в инстаграме и вконтакте

Источник фото: Личный архив Владимира Олуферова

Где недорого жить в путешествии

Искать отели лучше через сервис Hotellook, который позволяет сравнить цены по десятку систем бронирования отелей.

Для любителей жить во время путешествий в хостелах

Искать хостелы лучше через сервис Hostelworld.

Выбрать страховку для путешествия

Выбрать страховку для путешествия в любую точку мира очень просто с помощью Онлайн-сервиса Черепаха!

Хотите первыми читать интервью и идеи интересных путешествий?

Подпишитесь на наши группы Вконтакте, Facebook и оповещения в Telegram!