цены на услуги на 5-20% ниже, чем напрямую у экспертов
никаких агентских сборов
Автор: Анастасия Шмакова 30 ноября 2020 г.

«В горах нет места амбициям»: альпинист-инструктор о том, как покорить самые высокие вершины мира

Дмитрий Клименко работает горным гидом уже девять лет. В этой статье он рассказывает о своём пути к горам, делится самыми яркими впечатлениями от восхождений и дает советы начинающим альпинистам.

О том, как горы стали частью жизни

Горы в моей жизни появились совершенно случайно, в 2006 году. В школе я занимался водным туризмом и гребным слаломом, а в студенческие годы мы с другом ездили в поселок Лосево недалеко от Санкт-Петербурга, чтобы покорять речные пороги. После тренировок до дома всегда ходили пешком, и наш путь проходил через территорию рафтинговой базы, где нас просто однажды остановили и предложили поработать инструкторами. Мы подумали, почему бы и нет — и согласились. С тех пор я так там и работаю, в Питерском туристическом клубе «Время приключений», хотя за это время наша компания перенесла некоторые изменения.  Поначалу я занимал должность сезонного инструктора, а затем все завертелось-закрутилось, я начал водить все больше групп и предлагать свои идеи: например, в Финляндии мы устраивали недельные квесты по озеру Сайма.
 Руководство активно предлагало мне поехать поработать в Непал и на Шри-Ланку — и в 2011 году я поддался на их уговоры. С тех пор я работаю горным гидом, дома бываю крайне редко, месяца два в году, и за это время успел побывать в Норвегии, Финляндии, Непале, Тибете, Шри-Ланке, Вьетнаме, Таиланде и Камбодже. Сейчас я занимаюсь высотным альпинизмом, вожу людей на относительно высокие горы.

Первая осознанная поездка в горы

Она состоялась в 2006 году, когда я поехал с друзьями на две недели кататься на сноубордах в Домбай. Это была первая самостоятельно организованная поездка. Собралась большая «тусовка» сноубордистов: человек пятьдесят, все мы были из Санкт-Петербурга. Это были первые горы в моей жизни, поэтому поездка очень сильно меня впечатлила: во-первых, приятно удивил Домбай – я до сих пор считаю, что это самое живописное село Кавказа, поражающее красотой старых, величественных сосен, а во-вторых, в течение двух недель я находился в окружении единомышленников: были организованы конкурсы, соревнования, вечеринки. После той поездки сноубординг стал неотъемлемой частью моей жизни вплоть до 2011 года.

Об альпинизме

Точно так же, как и с работой в туристической сфере, все сложилось случайно, я к этому не стремился. После 2011 года мы занялись организацией трекинговых походов по Непалу: мы с клиентами ходили и наслаждались прекрасными, самыми высокими горами в мире, общались друг с другом и другими туристами. И только в 2014 году начали организовывать восхождения на высоту в 6000 метров в Гималаях, искали новые маршруты, а из-за падения рубля стали водить еще и группы на Эльбрус. И вот там, на горной вершине Кавказа, я почувствовал, что горы для меня перестали быть только работой, стали чем-то большим.

В горах ты забываешь обо всем: о мелких и даже крупных проблемах, которые тебя ждут дома; из-за отсутствия связи голова «отключается» от обычной жизни и переключается в жизнь горную. Там нет связи, электричества, инфраструктуры – ты находишься наедине с дикой природой и со своими единомышленниками. Но все же, в первую очередь, горы для меня – это работа. У меня есть еще и другие хобби, увлечения, которые не связаны с восхождениями, но при этом я люблю свою работу, люблю общаться с людьми, мне нравится помогать им достигать своих целей. И не обязательно горных, потому что до вершины можно и не дойти – это очень трудный физический труд, часто погодные условия могут стать большим препятствием. Главное в горах – безопасность и хорошее времяпровождение, чтобы люди по-настоящему отдохнули душой, получили удовольствие, независимо от результата.

Первая поездка в Непал

Девятимесячная стажировка в Непале стала для меня первым долгим путешествием — до этой поездки я никогда не был в Азии и даже на самолете не летал. О Непале я практически ничего не знал тогда, поэтому первое впечатление было немного пугающим: я прилетел в Катманду и впал в некий культурный шок: вокруг горели костры, было очень много пыли, грязи и шума, по дороге вели коров.

Первые два дня, пока мы готовились к восхождению: решали технические вопросы, получали разрешение, собирали группу и покупали снаряжение, — я вообще не понимал, что здесь делаю, и задавался вопросом, во что я ввязался. Но как только выехали в горы, все изменилось, ведь из грязного тесного города мы уехали в зеленые, свежие и обширные горы со снежными вершинами, голубыми облаками. В горах Непала замечательный сервис: комфортные домики, приветливые хозяева, дружественная атмосфера с уютными вечерами возле костра и разговорами с иностранцами и своими клиентами. В общем, горы поразили с первого взгляда.
Как я уже говорил, поездка была очень долгой: сначала три месяца я стажировался в Непале, затем пять месяцев работал во Вьетнаме, и еще месяц мы вновь были в Непале, где я водил уже собственные группы, поэтому за одну поездку я прошел три миксовых маршрута, где были и рафтинг, и экскурсии по городам, и трекинг, и сафари, и посещение национальных парков на слонах. Девятимесячное путешествие бесследно не проходит, к тому же я сразу окунулся с головой во всю туристическую тему.

В самом начале эмоции и впечатления от поездки, от новых мест, от путешествия настолько поглотили, что прежняя жизнь будто осталась где-то там, и только на восьмом месяце, когда началась непосредственно работа и близился отъезд домой, я уже хотел вернуться в родной Питер. Но по большей части эта поездка не была для меня эмоционально тяжелой, несмотря на длительное пребывание вдали от своей семьи и друзей, потому что я в принципе бываю дома редко. С самого детства у меня были детские сады и лагеря, а потом я уже стал активно заниматься спортом, что тоже отнимало много времени. Так что я не домашний человек, и меня не тянет где-нибудь осесть.

О самом тяжелом походе в горы

В 2018 году я водил группу на Эльбрус. На само восхождение отправились только мужчины, человек 5-6, из-за очень тяжелых погодных условий: несмотря на то что было солнечно, постоянно дул сильный ветер, от которого невозможно было спрятаться, и вообще было очень холодно. Во время остановок, когда хотелось отдохнуть и согреться, этого совсем не получалось сделать, потому что приходилось сидеть на холодном снегу; когда чай пытались налить в кружки – его сдувало сильными потоками ветра, и он тут же остывал. В таком режиме мы провели часов тринадцать. И когда я взошел на восточную вершину, на кратер, я даже расплакался под очками – такое испытал облегчение и гордость за ребят, что они смогли преодолеть и себя, и погодные условия и достигли своей цели.

Вспоминается очень ярко один момент из того похода: в том восхождении мы, разумеется, все были связаны веревкой – я вел колонну, а замыкал ее мужчина, у которого были большие проблемы с рукой. Когда мы уже были близки к вершине и остановились на очередной перерыв, другие ребята прям сразу же друг за другом начали падать на снег, чтобы отдохнуть. А тот мужчина после того, как последним поднялся на склон, встал с расстегнутой нараспашку курткой и попытался прикурить сигарету на таком жутком ветру! В общем, он совершенно спокойно перенес то восхождение, вопреки моим ожиданиям.

Поход, в котором испытывал страх за свою жизнь

Весной 2015 года в Непале я вел группу опытных альпинистов, но по новому и для них, и для меня маршруту: пик Мера, восхождение 6476 метров. Мы пришли в поселок, который находился в горах на высоте 4600 метров; шел сильный снегопад, ничего вокруг не было видно, даже гор. Мы заселились в небольшой домик, начали разбирать спальники и готовиться к обеду, как вдруг земля начала трястись. Здания в горах в Непале – это простые сооружения, которые делаются из тех материалов, которые можно найти в округе. То есть стены собираются мозаикой из камней, а крышу, окна и двери делают из досок. Конечно же, такое здание крайне ненадежное, поэтому я сразу же начал выводить всех своих ребят на улицу. И правильно сделал, потому что некоторые комнаты очень быстро стали разрушаться. Землетрясение было мощным: земля ходила ходуном, тряслась, стоял гул и шум, камни летели со всех сторон, а из-за снегопада ничего не было видно дальше 150 метров. Было очень страшно, потому что мы не знали, где эпицентр, с какой стороны может сойти лавина или камнепад, а местных женщин, которые там живут и обслуживают дома, захватила сильная паника: они беспорядочно бегали, что-то кричали, плакали. В такие моменты главное – абстрагироваться от эмоций и быстро принимать решение. Так как нам предстояло восхождение на достаточно высокую вершину, разумеется, у нас с собой были палатки, поэтому мы выбрали свободное место возле небольшого огорода и поставили несколько палаток там, отправив в тепло всех девушек и женщин, а сами пошли разбирать завалы и искать снаряжение и все самое ценное.

Ту ночь мы провели в палатках, а утром встали перед выбором, что делать дальше: продолжать восхождение или возвращаться в Катманду. Несмотря на то что землетрясение кончилось, страх не покидал нас, потому что связь оборвалась, и мы не знали: как обстоят дела в соседних поселках, что случилось с городом – может, его вообще уже нет; где и в каком состоянии находятся другие туристические группы. Поэтому нам просто приходилось ждать, пока спустятся люди из верхних поселков и расскажут, не разрушена ли тропа, уцелела ли следующая деревня. Днем мы уже переехали в сохранившиеся комнаты, но к вечеру случилось еще одно землетрясение. Разумеется, хрупкие здания в деревне не вынесли повторной природной «атаки» и практически все развалились. В сложившейся ситуации я принял решение возвращаться в Катманду. В тот год масштабы катастрофы были действительно большими: погибли и потерялись без вести около десяти тысяч человек, все больницы были переполнены, в стране введен режим чрезвычайной ситуации.

Спустя полтора года после тех событий я вернулся на этот же маршрут. В этой группе я был не единственным гидом и присоединился не с самого начала, а нагонял ее. И так вышло, что я пришел к ним как раз в том поселке, где мы попали в землетрясение. Вечером, когда все сидели и общались между собой, меня начали расспрашивать про тот случай: как мы действовали, что чувствовали, что видели. И в том походе я понял, что мысли материализуются, потому что ночью началось землетрясение… Ранним утром, часов в пять, стены вновь сооруженных зданий начали слегка подпрыгивать, сыпаться. Вначале я даже не поверил. Ну какова вероятность того, что все повторится в том же самом месте! Но землетрясение было не таким сильным, как в первый раз. Так что вершины пика Мера я все же достиг – это была максимальная высота, на которую я взбирался. Мне, кстати, на той высоте было легко в плане дыхания, потому что в общем счете в том походе мы в Гималаях провели около месяца. Единственное препятствие, которое было на нашем пути, - холод, я даже отморозил себе безымянный палец. Но, конечно же, все это не было таким уж важным, потому что цель была достигнута. Для меня было ценно то, что рядом со мной, помимо коллег и клиентов, еще находились близкие друзья, и я увидел новые горы. В России четырнадцать гор высотой более восьми тысяч метров, и все они находятся в Гималаях — из них я видел восемь и вот еще две увидел в том восхождении.

О самом ярком восхождении

В прошлом году мои знакомые вели группу на Монблан – это высочайшая вершина Альп. Я давно хотел взойти на нее, но до этого было не с кем, поэтому я принял приглашение присоединиться к ним. Мы с коллегами решили повести клиентов по европейским стандартам, то есть на каждого гида приходилось по два человека. Несмотря на мой опыт восхождений на Гималаи и Эльбрус, рельеф Монблана оказался довольно тяжелым и страшным для меня. Мы шли с ребятами, подвязанными друг к другу веревкой, по очень узкому хребту, окруженному обрывами; дул сильный ветер. В такой ситуации одно неверное движение может стать большой ошибкой, а клиенты были уже довольно уставшими, и не только из-за того, что долго шли, но и из-за недостатка кислорода, поэтому их немного пошатывало. И пока мы не вышли на широкий ледник, я боялся за нас всех. Я почти что молился, чтобы никто из них не оступился, не споткнулся… Помимо восхождения меня, конечно, и сам Монблан поразил невероятной красотой гор, прекрасными пейзажами. Неудивительно, что курортный город Шамони-Мон-Блан является колыбелью альпинизма: инфраструктура, которую государство смогло построить в диких условиях, просто восхищает!

О подготовке к восхождению

Тем, кто не занимается альпинизмом или трекингом профессионально, перед восхождением в первую очередь необходимо готовиться физически: за полгода до похода активно заниматься бегом, плаванием и велопоездками.
Так как я работаю уже давно и в основном хожу по старым маршрутам, то особо не готовлюсь к восхождению. Но перед походом в новое место провожу некоторые подсчеты: во-первых, определяю время, которое понадобится для восхождения, во-вторых, выбираю маршрут — изучаю сложность, длительность, местность маршрута, а затем уже планирую бюджет мероприятия.
Очень важно собрать багаж, а у гида он просто огромный: снаряжение альпинистское, —например, буры, ледоколы и веревки, — специальная одежда, рюкзак, спутниковый телефон и аптечка. Но это только у сопровождающего, а если их несколько, то что-то у первого, а что-то у второго, однако каски, карабины, очки и т.п. обязательно должно быть у каждого человека!

Останавливаемся в основном в домиках горных деревень. Сервис в Непале находится на достойном уровне, и там одно удовольствие оставаться на ночлег: двуспальные комнаты, где тебя ждет небольшое меню — на листе бумаги пишешь выбранные блюда и время, к которому еда должна быть готова. И в нужный час просто приходишь в общую столовую с отдельными столиками, где можно сесть и пообщаться, – все как в настоящих гостиницах. В каждом «номере» есть кровать, однако спать разрешается исключительно в спальных мешках, так как в горах нет возможности каждый день стирать постельное белье.
На многих маршрутах палатка может даже не понадобиться – просто идешь от села до села, и только тем, кто идет высоко в горы, нужно взять ее.
А во время таких вот остановок — и неважно, в домике или в палатке, — мы отдыхаем и душой, и телом. Конечно, развлечений в горах не так уж и много, к тому же, все основное время мы находимся в пути. Но во время длительных перерывов, например, на ночлеге, мы беседуем друг с другом, делимся жизненным опытом, рассказываем интересные истории. В длительные восхождения многие берут с собой книги.

Самый курьезный случай

Однажды я вел группу на священную гору Шри Пада на Шри-Ланке. Считается, что на ее вершину приземлился Будда, поэтому там построен храм, и маршрут к нему очень популярен, особенно во время паломничества. После того, как мы с моими клиентами встретили рассвет на вершине, они спросили, в какую сторону необходимо спускаться, потому что там есть несколько тропинок. Я показал направление, а сам отошел на пару минут, возвращаюсь, группы уже нет. «Ну, значит, уже спускаются», - подумал я. А там тропинка похожа на лестницу, в каких-то местах более широкая, в каких-то совсем узкая, и на ней двустороннее движение. Людей тогда там было очень много, поэтому пришлось проталкиваться сквозь толпу. Когда догнал свою группу, понял, что двух мужчин не хватает. А в тот момент, как на зло, в горах не ловила связь, и я никак не мог им дозвониться. Вернулся обратно, поискал их, но так и не нашел. Поразмыслив, пришел к выводу, что они, скорее всего, вперед ушли. В итоге, когда мы спустились еще ниже, мы все же связались с ними: оказалось, что они пошли по второй лестнице в противоположную сторону. Я им предложил вернуться обратно, но они отказались, так как ушли уже очень далеко, и попросили забрать их на автобусе. Но я не знал, есть ли возможность объехать гору и встретить их, поэтому созвонился с менеджером. Оказалось, что привезти их к нам невозможно, поэтому их забрали на автобусе и привезли в гостиницу, до которой мы дошли только через день. Да и самим ребятам не повезло: спуск к другой стороне очень длинный, поэтому шли они по нему долго.

Альпинизм и пандемия

Пандемия внесла, конечно, свои корректировки в мою работу, но не расстроила её совсем. В этом году я побывал и во Вьетнаме, и на Шри-Ланке, поработал четыре месяца на Кавказе и недавно вернулся из Турции, но некоторые планы действительно пришлось отменить. Правда, я не расстроился – устроил себе небольшой отдых в горах и прошел повышение квалификации: получил сертификат инструктора-проводника по горному туризму и альпинизму в специальном учреждении у нас на Кавказе.
 Хочу отметить, что коронавирус не так сильно повлиял на туризм, потому что спад заявок начался еще раньше – в 2014 году. И это связано не с падением рубля, а с изменением рынка. Дело в том, что раньше самостоятельные поездки были большой редкостью, люди в основном обращались в туристические агентства или в такие компании, как наш клуб, а сейчас люди не боятся путешествовать самостоятельно, организовывать собственные походы. С появлением различных сервисов и приложений им стало проще путешествовать самостоятельно. Поэтому работы стало меньше еще шесть лет назад. Но мы немного сменили направление: с трекинговых походов перешли на высотный альпинизм, а здесь уже без гида никак не обойтись.

Последние пару лет я работал в таком режиме: 7 месяцев работы,  5 месяцев отдыха. Две последние зимы провел в Азии, в прошлом году был во Вьетнаме, в этом – на Шри-Ланке. Когда не работаю, все равно стараюсь путешествовать и один отпуск в году обязательно проводить в горах! Я не знаю, что именно повлияло, но мне стали интересны горы, они перестали быть только работой. На этих восхождениях я улучшаю свои альпинистские навыки, расширяю собственные горизонты, открываю для себя новые маршруты – хочу каждый год покорять новые вершины. Кстати, одна из поездок, которую пришлось отменить из-за пандемии, - Килиманджаро, - очень хочу взойти на нее! Также в планах на ближайшее время – преодолеть высоту в 8000 метров.

О том, как близкие люди относятся к работе гида

Поскольку я бросил университет, не доучился до конца и пошел работать на рафтинговую базу, то, конечно же, сначала мой выбор не одобряли. Также они не совсем понимали, чем именно я занимаюсь, думали, что я – экскурсовод, но, разумеется, это не так. Я – гид, это более глубокое понятие, более широкая область деятельности: я сопровождаю людей на пути к вершинам, занимаюсь организацией всех походов, помогаю преодолеть сложные участки пути, учу чему-то новому. Но сейчас родители рады, что я нашел свое призвание, и поддерживают меня, а некоторые друзья работают со мной или в смежных областях, являются единомышленниками. А еще в самом начале пути все твердили, что нужно найти стабильную работу со стабильной оплатой, но моя работа не про деньги, она про любовь к своему делу.

Самый любимый маршрут

Тринадцатидневный поход к базовому лагерю Аннапурны. Люблю этот маршрут за то, что людям проходить его не так сложно, как другие пути: там не очень большие высоты, прекрасные виды и качественный сервис. Могу отметить только два недостатка: на этом маршруте нельзя встретить яков – крупных вьючных рогатых быков, — и, к сожалению, с него не видно Эвереста. Но все это можно компенсировать разнообразием природы: горячие источники, джунгли, водопады, ледники, можно увидеть четыре горы высотой более 8000 метров.

Про сервис в горах

Если честно, когда я впервые в 2015 году приехал работать на Кавказ и увидел наши домики, мне стало очень стыдно за нашу страну, потому что разница с зарубежными лагерями – колоссальная. Например, в Непале, в принципе бедной стране, где нет ресурсов, государство вкладывается в горный туризм, в том числе и человеческим трудом. Там прокладываются тропы, ставятся домики, хоть и небольшие, но достаточно удобные, где тебе выделяется комната на двоих, неплохое питание. Еще в Непале есть специальные носильщики — портеры, которые носят рюкзаки и другой груз. У нас же тебе дается только койко-место в большой комнате в приюте за 1000 рублей. Я вообще считаю, что там качество сервиса в разы лучше, потому что даже на высоте 5000 метров ты можешь принять горячий душ и съесть вкусный стейк. Но оно и понятно, ведь Непал в основном живет за счет горного туризма, поэтому неудивительно, что они вкладываются в него. Отмечу, что лагерям Кавказа еще далеко, конечно, до зарубежных, однако за последние пару лет все же уровень немного повысился.

Советы начинающему альпинисту

Во-первых, готовиться физически: активно заниматься спортом, «прокачивать» свою выносливость и готовить легкие к восхождению.
 Во-вторых, необходимо готовиться морально: постараться отбросить иллюзии и быть готовым к тому, что на вершине горы ты по каким-то причинам можешь не оказаться. Главное для новичка – быть честным перед самим собой, не переоценивать свои способности и понимать, что что-то может пойти не так. Недавно был один клиент, который отказался идти на восхождение. То есть мы прошли около трех часов на акклиматизацию, поднялись на высоту три тысячи метров, и он сказал, что горы – это не его, и он хочет уехать. И это нормально! Потому что все познаешь на опыте, хотя в последнее время туристы стали более осознанными.  Думаю, это связано с информационной открытостью. Сейчас многие ведут блоги про путешествия и активный туризм, можно получить информацию, не выходя из дома.
В-третьих, нужно забыть про свои амбиции и строго соблюдать технику безопасности в горах. Тщательно выбирайте туристическую компанию или напарника, потому что от них будет зависеть ваша жизнь.
Что же касается маршрута, то тем, кто только хочет узнать, что такое горы, я рекомендую поехать на Кавказ в летний сезон: добраться до Нальчика, а оттуда отправиться в село Терскол. И уже там ходить радиальными маршрутами по ущельям и тропинкам, подняться на склон Эльбруса, пройти по маршрутам акклиматизации. Там много легких путей, их можно пройти дней за пять и даже самостоятельно, не пользуясь услугами гида.

Загляните в Инстаграм к Дмитрию вдохновитесь его работой и отправляйтесь вместе с ним покорять горные вершины!

Источник фото: Личный архив Дмитрия Клименко

Где недорого жить в путешествии

Искать отели лучше через сервис Hotellook, который позволяет сравнить цены по десятку систем бронирования отелей.

Для любителей жить во время путешествий в хостелах

Искать хостелы лучше через сервис Hostelworld.

Выбрать страховку для путешествия

Выбрать страховку для путешествия в любую точку мира очень просто с помощью Онлайн-сервиса Черепаха!

Чтобы не пропустить больше интересных интервью , подписывайтесь на наши группы Вконтакте, Facebook и канал в Telegram!