цены на услуги на 5-20% ниже, чем напрямую у экспертов
никаких агентских сборов
Автор: Анастасия Шмакова 29 декабря 2020 г.

«Мы хотим помочь развитию туризма в России»: вэнлайф как способ воплотить социально значимую идею

Ярослав и Дарья совсем недавно начали путешествовать по стране в автодомах, но уже не представляют свою жизнь без этого. В интервью для LookMyTour они рассказали интересные истории из поездок и поделились грандиозными планами.

КАК ПРИШЛИ К МЫСЛИ О ПУТЕШЕСТВИЯХ В АВТОДОМЕ?

Раньше, когда отдыхали за границей, всегда брали машину в аренду - нам это нравилось. Но настоящая любовь к автопутешествиям началась в 2018 году, когда после увольнения с работы решили съездить к отцу в Кингисепп. Уже оттуда мы решили отправиться напрямик до Финского залива: ехали не по трассе, а по проселочной дороге, в том числе и по очень старой брусчатке, а в итоге выехали прямо на набережную.
Нам повезло, что первая поездка выдалась такой богатой по разнообразию ландшафта: сначала дорога шла через красивейший лес с огромными пушистыми елками, затем был песчаный пляж - это очень подкупает. Во время путешествия удалось увидеть многие достопримечательности Санкт-Петербурга и его окрестностей: Царское Село, Петергоф, Кронштадт и многое другое.
 В тот раз мы передвигались на обычным легковом автомобиле Nissan, больше приспособленном для поездок по городу, нежели для путешествий, так что это было небольшое испытание как для него, так и для нас.

Мы никогда не планируем путешествие детально, вплоть до выбора направления, потому что главное в поездках - не достичь конечной цели, а насладиться непосредственно процессом. Когда расписываешь все по дням и часам, все самые интересные и яркие события остаются в стороне, нет места спонтанным решениям и новым возможностям. Именно поэтому нас привлекла идея путешествовать в доме на колесах: очень тяжело искать место для ночлега уже в пути, ведь никогда не знаешь, в каком городе или поселке захочется остановиться. Мысль о небольшом фургончике или минивэне была привлекательна настолько, что в феврале этого года мы арендовали первый автодом.

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О ДОМЕ НА КОЛЕСАХ?

В России путешествия в автодомах не так развиты, как, например, в Европе или США: на данный момент в России зарегистрировано всего около пяти тысяч таких машин промышленного производства. Для многих купить готовый транспорт подобного рода – лучшее решение, но не для нас. Именно поэтому мы решили арендовать несколько разных домов на колесах и просто понять, где будет комфортнее и удобнее: какие функции нужны, а от каких можно отказаться, какого размера машина необходима, какой будет легче управлять и т.д. Это была одна из лучших идей, потому что изначально склонялись к Dodge Ram Van, который стоит примерно восемьсот тысяч рублей на вторичке, хотели поставить в него электрический преобразователь напряжения, кулер и диван; однако позже узнали, что он «съедает» тридцать литров на сто километров и добыть для него запчасти достаточно проблематично, а это, конечно же, неприемлемо для долгих путешествий. А если покупать заводской автодом, то лучше всего новый, потому что, к сожалению, бывший в эксплуатации долго не прослужит – подобные машины быстро ломаются. Однако стоят они очень дорого из-за того, что делаются из определенных материалов и привозятся к нам из-за рубежа, а во время путешествий по России ты должен быть уверен, что в случае поломки сможешь купить нужные запчасти в ближайшем строительном магазине. Да и в целом они не приспособлены к нашим условиям. Поэтому мы решили сконструировать собственный дом на колесах, который будет соответствовать всем необходимым критериям, не влетит в очень крупную сумму и не станет для нас большой проблемой при ремонте.Остановили свой выбор на небольшом фургончике, в котором при правильной планировке поместится все необходимое.

Во всех путешествиях мы всегда проезжали к интересным локациям по тем дорогам, где большой машине очень сложно или вообще невозможно пройти из-за веса и габаритов. Поэтому решено было заказать из Владивостока фургон в стиле Kei Van и сделать дом на его базе: по сути, это будет даже не дом, а кровать на колесах, с выдвигающимися ящиками, биотуалетом и небольшой раковиной. Такой маленький формат машины позволит передвигаться практически по любым маршрутам без особых проблем. Но подобного рода автомобили приспособлены в основном для городских дорог, поэтому для нас это будет своеобразный вызов – таким образом решили добавить немного экстрима в путешествия. Стоит он не дорого: относительно новый обойдется в четыреста тысяч рублей, а на укомплектование всем необходимым понадобится еще около ста тысяч. Всё рассчитав и проанализировав, пришли к выводу, что с нашей эксплуатацией автодом прослужит от трех до пяти лет – потом его нужно будет менять. Так что выбранный вариант кажется наилучшим: мы получим абсолютно новый дом на колесах при минимальных вложениях.

ЧЕМ ЗАПОМНИЛАСЬ ПЕРВАЯ ПОЕЗДКА В АВТОДОМЕ?

Мы арендовали автодом и поехали на три дня на Рыбинское водохранилище. Главной целью было понять, каково это - путешествовать подобным образом, на себе прочувствовать все нюансы и сделать вывод, подходит нам такой вид отдыха или нет. Вначале было очень тяжело, первые два дня сходили с ума из-за недостатка пространства: чтобы что-то достать, приходилось переворачивать половину машины, а затем грузить все обратно. Мы не знали, как правильно складывать вещи, как собирается и разбирается оборудование, долго привыкали к готовке в автодоме, адаптировались к кемпингу и отсутствию воды – например, чтобы почистить зубы, приходилось со стаканчиком и щеткой выходить на улицу.
Единственный кемпинг в том районе находится на территории отеля “Ярославское Подворье” – разумеется, там были шокированы нашим приездом, ведь подобные организации крайне редко работают зимой. Воды у них не было, но работало электричество. В первую ночь решили остановиться там, потому что совершенно не понимали, что делать с машиной.

По пути к водохранилищу нас ждали ещё приключения. Например, машина застряла на дороге в одном дачном поселке, где зимой обычно никто не живет. Повезло, что в тот момент мы увидели, как кто-то заезжал на территорию одного дома. Мы прошли туда и познакомились с шестью мужчинами, которые собирали катер на воздушной подушке, попросили у них помощи. Оказалось, за последнюю неделю наш фургончик был шестым застрявшим в этом месте. Нам помогли вытащить машину, а мы решили купить что-то в магазине и отблагодарить людей, которых отвлекли от дела. Однако, чтобы не рисковать, от маркета до их дома шли уже пешком - ребята были очень удивлены, увидев нас снова! После этой ситуации мы больше не съезжали с асфальта и путешествовали по городам.

На третий день поездки мы почувствовали наслаждение - наконец смогли принять всё так, как оно было, и просто начали получать удовольствие от процесса! Получив определенный опыт, перестали беспокоиться о безопасности и комфорте, а проведя ночь на набережной, проснулись, открыли окно и поняли, что все наше неудобство в первые дни не имеет значения, главное - возможность наслаждаться красотой городов и природы.
Был забавный момент: оказалось, что мы остановились на смотровой площадке набережной, куда часто заезжают экскурсионные автобусы. И как раз утром подъехала одна группа, а мы в тот момент в куртках и с полотенцами на шеях умывались и чистили зубы на улице.
А затем друзья пригласили в гости к себе на дачу, и мы продлили аренду дома еще на сутки – ночевали, конечно же, в нем.

Во время первой поездки в доме на колесах можно даже не рассчитывать на то, чтобы посмотреть достопримечательности или другие красивые места – нет, это возможность познакомиться с машиной и особенностями путешествия на ней. Нужно арендовать автодом минимум на три дня и поехать куда-нибудь недалеко, чтобы просто привыкнуть его водить, спать в нем, находить места для ночной стоянки – провести небольшую репетицию.
Например, если бы мы сразу же поехали в Крым, то, возможно, и не втянулись бы в такой способ передвижения.
Во время путешествий в доме на колесах мы поняли, как же хорошо везде иметь много друзей! Так или иначе все равно нуждаешься в каких-то бытовых вещах, которых может не оказаться в твоей машине. А главное в поездке – общение с местными жителями, ведь когда находишься в дороге, нет чужих людей, все свои: каждый может показать красивые нетуристические локации, поделиться интересными историями. Да и сами горожане с большим любопытством относятся к путешествующим в доме на колесах – всегда просят разрешения осмотреть его, машина в буквальном смысле превращается в музей.

КАК ВЫБИРАЕТЕ МАРШРУТ?

В основном мы просто выбираем направление и первую точку назначения. Конечно, смотрим различные статьи и сайты в интернете о достопримечательностях, обращаем внимание на опыт блогеров — это как вектор развития, — однако не выбираем что-то конкретное. А еще часто бывает, что просто заглядываем в карту местности в навигаторе, видим местечко рядом с водой, где указано отсутствие дороги, и едем туда – зачастую это очень живописные локации. Больше всего в путешествии нам нравится разнообразие природы, хотя подобный вид отдыха подходит далеко не всем: необходимо уметь созидать, иметь интерес к прошлому тех мест, которые посещаешь.
Еще нужно учитывать тот факт, что время передвижения в автодоме увеличивается в два раза по сравнению с обычной машиной.

РАССКАЖИТЕ ПРО ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАРЕЛИИ

Это было недельное путешествие в компании двух друзей. Первую остановку сделали на берегу реки Лава – эту локацию мы нашли у одного блогера в инстаграм. Возвращаясь к вопросу о планировании маршрута: имея некоторый опыт, мы решили, что прибудем на место уже к десяти вечера, однако приехали в четыре часа утра - пришлось заехать в магазин и докупить что-то, перекусить, заправиться и т.п. А еще рядом с рекой мы повернули в другую сторону, и пришлось сделать большой крюк, чтобы вернуться. В итоге, вымученные и уставшие, мы остановились и легли спать уже ранним утром. Но оказалось, что выбрали неверное место для ночлега: так как это был участок земли практически без деревьев, то проснулись мы от жуткой жары, солнце пекло очень сильно, а когда вышли из машины в пижамах, то на нас уставились десятки шокированных глаз, потому что локация оказалась экскурсионной.

Затем мы поехали к Осиновецкому маяку и Дороге жизни. Несмотря на пандемию, набережная и пляж были полностью забиты людьми, и пришлось потратить около четырех часов в поисках места для парковки. В итоге решили остановиться в черте городского пляжа: подъехали к самому обрыву, развернулись к нему задней частью машины и наслаждались прекрасным пейзажем озера, конца которого не было видно. Мы прекрасно провели время благодаря хорошей компании, красивой природе и вкусной еде. Хочется отметить, что никто не возмущался из-за большого автомобиля на пляже – все отнеслись с позитивом и пониманием, что было очень приятно.

В какой-то момент путешествия, когда друзья отправились домой на поезде, мы подумали, что как таковую Карелию посмотреть не успеваем, однако увидели пост у одних вэнлайферов в инстаграм, на которых подписаны давно, что они организуют встречу путешественников в глэмпинге. Во-первых, хотелось познакомиться с новыми людьми, которые разделяют наше увлечение, а во-вторых, было интересно посетить зону комфортного кемпинга. Мы отлично повеселились: общались с ребятами, делились опытом, рассказывали друг другу интересные истории – эта встреча стала одним из лучших событий путешествия. Имейте ввиду, не всегда во время аренды её можно продлить, как правило прокатные организации не любят этого.

Уже на обратном пути в Москву мы попали под сильнейшую грозу, о которой даже в новостях писали, и оказались в самом через ее эпицентре: машину шатало из стороны в сторону, молнии сверкали постоянно, а одна из них ударила в асфальт в ста метрах впереди. В тот момент пришлось срочно решать, ехать дальше или остановиться и переждать. Выбрали второй вариант, потому что не были уверены, есть ли у автомобиля защита от молний. Мы припарковались, выключили все электронные приборы и стали ждать. Гроза продлилась не более пятнадцати минут и закончилась так же быстро и внезапно, как и началась, но произвела неизгладимое впечатление: такого буйства природы мы еще не видели.

Ещё мы решили заехать в Тверскую область и посмотреть некоторые места. Жители одного из районов рекомендовали посетить охотничьи угодья с фермой, и мы последовали их совету. Вначале работники фермы не совсем поняли причину нашего приезда, но затем согласились провести экскурсию: показали многих животных, в том числе и бурого медведя, рассказали о самых интересных моментах работы в подобном месте, о мероприятиях, которые организовывают и проводят самостоятельно. Оказывается, у них даже небольшой домик можно арендовать, чтобы пожить там несколько дней, занимаясь охотой или рыбалкой. Не растерявшись, мы купили свежее молоко и редкие яйца домой по минимальным ценам, так что визит на ферму оказался очень выгодным.

На эту семидневную поездку по Карелии мы потратили 110610 рублей; большая часть бюджета ушла на аренду дома – 65700 рублей за неделю.

КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ПУТЕШЕСТВИЮ В АВТОДОМЕ?

Поездку в доме на колесах можно сравнить с переездом – необходимо взять с собой всё: и посуду, и постельное белье, и хозяйственные товары для личной гигиены и уборки салона. А самое главное – одежду на все случаи жизни, потому что в дороге меняется как погода, так и природа, и ты не знаешь заранее, по какому пути придется пройти: через поле с высокой травой или по лужам. Поэтому нужно иметь и резиновые сапоги, и резиновые тапочки, несколько комплектов для теплой и холодной погоды. Рекомендуем покупать одежду в спортивных магазинах, выбирая ту, которая годится для пеших походов, потому что она отлично подходит для таких поездок.

Разумеется, необходимо подумать и о безопасности: аптечка, запасной аккумулятор и т.д. Но в любом случае всё приходит с опытом, и каждый сам для себя решает, с каким минимальным набором готов отправиться в путешествие.

Также необходимо скачать несколько приложений, которые облегчат поездку:

• Яндекс.Навигатор, где можно посмотреть дорогу и найти кемпинг;

• Park4night – сервис, созданный специально для путешественников в доме на колесах, позволяющий сделать отметку на карте и поделиться интересными и полезными локациями: кемпингом, парковкой, живописным местом, фермой и многим другим.

• RV Land – это российский аналог.

• Стоит не забыть загрузить приложение, которое показывает прогноз погоды и предоставляет почасовую карту осадков.

НЕ ЗАДУМЫВАЛИСЬ О МОНЕТИЗАЦИИ СВОЕГО УВЛЕЧЕНИЯ?

Конечно же, было бы идеально, чтобы хобби приносило не только удовольствие, но и деньги, плюс нам хочется внести свой вклад в развитие вэнлайфа в России. Однако мы еще не пришли к определенным решениям, как это можно сделать, но идеи есть. Например, можно было бы организовать тур для любителей путешествовать в домах на колесах или составить уникальные интересные маршруты и монетизировать эту область. Но остается много вопросов, ответов на которые пока нет.
Несмотря на то что мы находимся только в начале пути, все равно не стоим на месте: активно рассказываем о путешествиях в Инстаграм, ведем несколько чатов в Телеграм, где делимся полезной информацией и собираем сообщество единомышленников. А еще мы с удовольствием делимся необычными местами, которые посещаем. Например, в приложении Park4night.
Но хочется отметить, что вэнлайф – это больше не про деньги, а про социум! Это целая субкультура, состоящая из интересных, добрых и отзывчивых людей, которую мы нацелены популизировать.

ГДЕ МЕЧТАЕТЕ ПОБЫВАТЬ?

Нам очень хочется соорудить собственный дом на колесах и на нем отправиться в большой тур по Азии, доехать до Бали. Но в ближайшее время более реально будет осуществить путешествие по России: как уже было сказано, хотим заказать машину во Владивостоке, долететь туда на самолете, проделать необходимые работы, а обратно возвращаться уже в собственном автодоме, заезжая к различным блогерам, так или иначе связанным с этой темой, знакомиться и делиться опытом. К тому же, возможно, именно в этой поездке удастся найти людей, которые помогут организовать яркое мероприятие, - например, фестиваль, - и таким образом начать зарабатывать на вэнлайфе. Также мы нацелены развивать не только путешествия в доме на колесах, но и туризм в России в целом: хотим рассказывать и делиться новыми, непопулярными, но интересными и необычными маршрутами и локациями; возможно, рекламировать деятельность людей, которые тоже вносят вклад в эту область; вдохновлять и мотивировать на поездки по стране. Надеемся, что благодаря повышенному интересу к другим городам и селам, кроме популярных Москвы и Санкт-Петербурга, увеличится поток туристов, что повлечет за собой ответственность управляющих органов перед вышестоящей властью и они начнут совершенствовать инфраструктуру в глубинке, поддерживать малый и средний бизнес, преображать государство. На наш взгляд, ещё одна из основных проблем туризма в России – зацикленность на религиозных объектах и исторических событиях, которыми большинство молодых людей не интересуются, поэтому необходимо развивать другие точки притяжения.

КАК ВЭНЛАЙФ ПОВЛИЯЛ НА ВАШУ ЖИЗНЬ?

Ярослав

Моя жизнь круто изменилась. Например, всех людей из окружения начал делить на категории – свой или чужой, то есть если человеку не нравится тема самостоятельных путешествий, то он становится мне неинтересным. Потому что не хочется вступать в спор, отстаивать свою точку зрения и навязывать ее кому бы то ни было. И сейчас все мои мысли сосредоточены на вэнлайфе: накопить деньги, купить машину, оборудовать ее, найти больше времени на путешествия и так далее — это действительно стало образом жизни. Идея сделать путешествия более доступными и интересными поглотила меня, и хочется, чтобы больше людей «загорелись» ею. Первый шаг уже сделан, снижена стоимость самодельного автодома с 1 500 000 до 500 000 рублей, осталось это проверить на деле…

Дарья

Что же касается меня, то вэнлайф не так сильно повлиял на образ жизни, но делает её более интересной: открывает внутренние желания, дарит чувство свободы, определенную увлечённость, так как, отправившись один раз в подобное путешествие, уже не сможешь остановиться. Я бы с радостью уехала куда-нибудь далеко и жила в доме на колесах, но существует реальность, в которой есть работа, семья и другие хобби. Если у нас получится придумать какой-то проект, который позволит зарабатывать деньги удаленно, то, конечно, жизнь изменится.

В Инстаграме ребят вы сможете найти необычные маршруты, информацию об интересных мероприятиях и вдохновиться на путешествие в автодоме.

Подписывайтесь также на фотографов Александра и Александра – возможно, кто-то из них проведет для вас яркую фотосессию.

Источник фото: Личный архив Ярослава и Дарьи

Где недорого жить в путешествии

Искать отели лучше через сервис Hotellook, который позволяет сравнить цены по десятку систем бронирования отелей.

Для любителей жить во время путешествий в хостелах

Искать хостелы лучше через сервис Hostelworld.

Хотите первыми читать свежие интервью?

Подпишитесь на наши группы Вконтакте, Facebook и оповещения в Telegram!