Можно даже не знать, где находится Карибское море, но быть преуспевающим там бизнесменом. Да, там легко зарегистрировать компанию через интернет. Но, безусловно, манит бизнесменов этот регион чем-то большим. Уж очень привлекательную налоговую политику ведут Карибские острова! Каймановы, Британские Виргинские острова уже давно в рейтингах крупнейших налоговых гаваней, или оффшорных зон. Многие другие страны бассейна, прежде всего островные, стремятся не отставать. Это Доминика, Сент-Люсия, Гренада, Антигуа и Барбуда, Сент-Китс и Невис, Панама, Багамы.
Вообще, список стран Карибского бассейна длинный, туда даже можно включать такие большие и преимущественно континентальные государства, как Мексика, Колумбия, Венесуэла, но остановимся на рассмотрении налоговой политики явных оффшоров — небольших стран, решивших использовать свой суверенитет для примагничивания иностранного бизнеса. Причем уже давно прошли времена, когда к компаниям, зарегистрированным на Карибских островах, относились скептически. Законодательство оффшорных государств постоянно улучшается, они тщательно хранят банковские тайны, стремятся быть настоящими финансовыми центрами. Лучшее свидетельство деловой надежности рассматриваемого уголка земли — статистика. На одних только Каймановых островах 100 000 компаний.
Карибские острова ведут мягкую налоговую политику не только по отношению к юридическим лицам. Удивительно, но во многих отсутствует даже подоходный налог для физических лиц. В этой статье уделим внимание карибским налогам не только для компаний, но и для жителей. Для этого предварительно разберемся, что последние становятся налоговыми резидентами той или иной карибской страны совершенно стандартным образом — проведя там 183 дня из 12 идущих подряд месяцев. А компания становится резидентом, зарегистрировавшись, что, напомним, можно сделать удаленно, даже не пребывая на Карибах. Среди юрлиц нерезиденты большая редкость, разве что филиалы. Резиденты обязаны платить налоги с общемирового дохода, нерезиденты — только с местного. Вот такие предварительные замечания, а теперь больше цифр.
Карибские налоги для физических лиц
В рассматриваемых странах нет налога на наследство и прирост капитала, последнее значит, например, что не нужно делать отчисления, продав дороже купленного, например, недвижимость. Но вот подоходный налог для физлиц там отменен далеко не везде, только в
Антигуа и Барбуде, в Сент-Китс и Невисе, на Каймановых островах, на Багамских островах. В остальных странах действуют прогрессивные ставки:
Гренада — 10% c первых 24 000 карибских долларов (EC$), 28% с последующих (здесь и далее речь о годовых суммах).
Сент-Люсия — 0% с первых 18 400 EC$, далее 15%, 20% и 30% при каждом увеличении суммы на 10 000 EC$, то есть максимальная ставка включается после 48 400 EC$.
Доминика — 10% c первых 20 000 EC$, 25% далее до 50 000 EC$, 35% после 50 000 EC$.
Панама — 0% c первых 10 000 американских долларов ($), 15% далее до 50 000 $, 25% после 50 000 $.
Отдельного внимания заслуживают Британские Виргинские острова. Там налог на доходы физических лиц отменен, но есть налог на зарплату, работник отдает 8%, но первые 10 000 $ не облагаются.
С дивидендов, роялти, вкладов резиденты карибских государств не платят налоги, только Сент-Люсия просит со своих резидентов за роялти и вклады 10%. Нерезиденты почти везде обязаны платить за такой доход 15–25%, и опять-таки лишь Сент-Люсия не требует ни с кого отчислений за дивиденды. Больше к нерезидентам возвращаться не будем, просто учтем, что налоговая политика в отношении них на Карибских островах в целом чуть строже.
На социальные взносы, обеспечивающие такими благами, как медицинские услуги и страхование по безработице, в карибских странах идет в среднем 5–6% от валовой зарплаты, предпринимательского и другого дохода. Плюс около 10% идут на накопление государственных пенсий. Трудоустроенные нерезиденты тоже обязаны делать такие отчисления.
Карибские налоги для юридических лиц
Практически повсеместно в рассматриваемом регионе компании, зарегистрированные там, платят корпоративный налог с прибыли, которую получили как в месте юрисдикций, так и вне его. При этом мало кто ведет хоть какую-то значимую деятельность именно на Карибах (если правильнее — на Антильских островах), обычно прибыль черпается в более густонаселенных регионах, даже по всему миру.
То есть если компания зарегистрирована, например, в Доминике, но получает всю прибыль не там, она все же обязана платить корпоративный налог по месту прописки. Но есть исключения, например, Сент-Люсия. Это государство не берет налога с зарубежной прибыли своих компаний (обычно притяжательное местоимение “своих” употребляется весьма условно). Компании-нерезиденты той или иной карибской страны платят корпоративный налог только с полученной в ней прибыли. А нерезидент — это компания, зарегистрированная где-то еще и представленная лишь офисом, филиалом. Такая форма бизнеса редкость на Карибах.
Ставки корпоративного налога в изучаемых государствах:
Британские Виргинские острова — 0%;
Каймановы острова — 0%;
Багамские острова — 0%;
Доминика — 25%;
Антигуа и Барбуда — 25%;
Панама — 25%;
Гренада — 28%;
Сент-Люсия — 30%;
Сент-Китс и Невис — 33%.
Вот такие вот ставки по возрастанию. Действительно, где-то даже есть нулевой корпоративный налог. Но обычно это компенсируется тем, что компания обязывается ежегодно обновлять лицензию на ведение бизнеса, которая обходится при небольшом обороте всего в ~100 $. Но фирмы c многомиллионным оборотом отдают тысячи долларов.
Дивиденды карибские страны в целом не рассматривают отдельно, считают за обычную прибыль компании, облагают корпоративным налогом. Но Гренада не требует учитывать дивиденды и позволяет своим компаниям-резидентам не платить с них налоги.
Важный момент: карибские государства редко заключают соглашения об избежании двойного налогообложения. Это стоит помнить, желая зарегистрировать бизнес там, но физически размещая его где-то еще. Но интересно, что родина Рианны — Барбадос — заключила такие соглашения с рядом государств, включая Канаду и США, Каймановы острова тоже, включая США и Мексику. Стоит уделять этому моменту внимание, заинтересовавшись определенной локацией.
В этом же подзаголовке поговорим об НДС, хотя в конечном счете он касается клиентов компаний, зачастую ложится на плечи физических лиц. Но так можно сказать про любые налоги. Итак, карибские компании платят НДС, если они действительно карибские — занимаются торговлей или оказывают услуги именно там. Стандартная ставка — 15%, льготная — 10%, касается по большей части ресторанно-туристического бизнеса. В целом торговые компании обязываются платить НДС, если их прибыль выше 150 000 EC$, что сопоставимо с 55 550 $. Компании, предоставляющие услуги отчисляют НДС, если прибыль выше 96 000 EC$, или 35 500 $.
Карибские налоги на недвижимость
Покупка, владение и продажа недвижимости в карибских странах обычно сопровождается уплатой нескольких налогов и сборов, причем условия вирируются, завися от того, осуществляет ли это физическое или юридическое лицо, резидент или нерезидент. Вот небольшая памятка о карибских налогах на недвижимость:
Налог на передачу права собственности для физических и юридических лиц мало где установлен, только в Сент-Люсии (2%), Доминике (6%), Панаме (до 0,9%). Правда, это относится к покупателям, в некоторых странах обязывается платить продавец. Так, в Гренаде он должен отдать 5%, а порой даже 15% — если не имеет местного гражданства или ПМЖ.
Гербовый сбор с покупателя взимается практически везде, только где-то лишь с юридических лиц, как в Гренаде (до 15%), где-то лишь с физических, как в Антигуа и Барбуде (2,5%), но в Сент-Китс и Невисе гербового сбора нет ни для тех, ни для других. С другой стороны, там гербовый сбор взимается с продавца — 10%. А во многих странах он взимается и с покупателя, и с продавца.
Налог на владение недвижимостью везде до 0,5% от ее кадастровой или рыночной стоимости. Но он нулевой в Доминике, причем как для физических, так и для юридических лиц, и неважно, резиденты они или нет.
Для инвесторов-неграждан часто действуют особые правила. Так, если они покупают дом с участком с целью в будущем получить прибыль с продажи, то ежегодно должны оплачивать лицензию на владение земли размером в 5–10% от ее стоимости. Но если инвестор покупает виллу, чтобы жить там, с целью получить гражданство, лицензия на землю ему не нужна.
Можно сделать вывод, что если для бизнеса страны Карибского бассейна налоговый рай, то для жизни весьма дорогое место. Покупка или продажа там недвижимости связана со множеством расходов. С другой стороны, регистрирующийся там бизнес редко этим занимается, ведь размещается там только на бумагах, физически находится в другой локации. Ну а при желании действительно переехать в государства Карибского бассейна, стоит приготовиться к довольно высоким ценам.
Что будет с карибскими налоговыми гаванями?
На самом высоком уровне ведутся дискуссии: должна ли существовать такая налоговая лазейка, как оффшоры. Мало кто отрицает, что компании могут иметь некоторую свободу выбирать, где декларировать прибыль, а суверенные государства, тем более небогатые ресурсами, имеют право вести налоговую политику, привлекающую инвесторов. Карибские страны добились особенного успеха. Но все же многие согласны, что в приоритете не юрисдикция, а локация, родина компании.
И объединение G-20, по сообщению Bloomberg, хочет обязать свои компании платить 15% независимо от того, где они зарегистрированы. Полученные суммы могут оказаться подъемными для множества крупных социальных проектов. Так, один лишь англо-нидерландский нефтяной гигант Royal Dutch Shell Plc. в 2019 году получил, среди прочего, прибыль в размере 848 млн $, с которой он легально не заплатил налоги, так как имеет присутствие на Багамах.
Кто-то пользуется налоговыми поблажками Карибов еще шире. Так, СМИ сообщали, что базирующаяся в Дублине дочерняя компания Microsoft, называющаяся Microsoft Round Island One, получала прибыль в размере 314 млрд $ и не заплатила налоги, так как у нее есть бермудская регистрация. Однако в этом с юридической точки зрения нет чего-то предосудительного, и Microsoft имела право заявить: «Мы полностью соответствуем всем законам стран, где работаем».
Но все же G-20 поблажки кажутся слишком широкими, и есть пристальное внимание мирового сообщества к налоговой политике стран Карибского бассейна. При этом G-20 утверждает, что не хочет, введя определенные ограничения, задеть чей-то государственный суверенитет. Как бы то ни было, все меняетесь, и налоговые гавани явно будут меняться, учитывать мировое мнение, но вряд ли откажутся от такого статуса, ведь как ни крути, это чуть ли не единственная возможность для них быть финансовыми центрами.